Российское императорское генеральное консульство в Иерусалиме в лицах

Онлайн-выставка
К 165-летию со дня основания
Российское консульство действовало в Иерусалиме без малого 60 лет во второй половине XIX - начале XX веков (1858-1914). За это время служащие в нём дипломаты вписали немало славных страниц в летопись российского присутствия в Святой земле. Всем им посвящается настоящая онлайн-выставка, приуроченная к 165-летию со дня учреждения консульства 20 сентября 1858 г.
Российские консульские точки действовали на огромной территории, занимаемой Османской империей, - от Балкан до Северной Африки. В 1820 г. в Яффе было основано первое российское вице-консульство в Святой земле, призванное опекать многочисленных паломников, прибывающих к библейским местам по морю.
Яффа. XIX в.

Яффа. XIX в.

В Иерусалиме церковно-дипломатические функции по взаимодействию с поместной иерусалимской православной церковью выполняла Русская духовная миссия (РДМ). Однако растущее стремление французских католиков изменить статус-кво Святых мест в свою пользу требовало от дома на Певческом Мосту (Министерство иностранных дел Российской империи располагалось в Санкт-Петербурге на Мойке напротив Певческого моста) дополнительных мер.

Иерусалим. 1856 г.
Вскоре после окончания Крымской войны (1853−1856), в январе 1858 г. посланник России в Константинополе А. П. Бутенев обозначил в своём донесении министру иностранных А. М. Горчакову необходимость открыть в Святом граде российское консульство, отметив, что на учреждении миссии настаивает Иерусалимский патриарх Кирилл.
Донесение посланника России в Турции А. П. Бутенева министру иностранных дел России А. М. Горчакову о необходимости учреждения консульства России в Иерусалиме. 20 января/1 февраля 1858 г., Пера
Действительно, во время Крымской войны французы всерьёз подняли вопрос о ремонте купола над Гробом Господним, что могло привести к пересмотру статус-кво в вопросе управления храмом Воскресения Христова.

Храм Гроба Господня. 1861 г.
Храм Гроба Господня.1861.
Из отчета Б.П.Мансурова великому князю Константину Николаевичу (брату императора Александра II) о палестинской командировке.
С.-Петербург. 1857 г.
«Неимение в Иерусалиме русского консульства вредит положению дел наших в Палестине».

Б.П.Мансуров
Выступил за создание отдельного представительства и чиновник особых поручений в Морском министерстве Б.П.Мансуров - выдающийся российский государственный деятель, один из идеологов создания «Русской Палестины», предложивший на должность консула своего сослуживца по Морскому министерству, агента Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) В.И.Доргобужинова.

Владимир Ипполитович Доргобужинов, первый консул России в Иерусалиме (1858-1860). 1858 г. Изображение предоставлено Национальной библиотекой Израиля.
В доме на Певческом мосту инициативу поддержали. Вопрос об открытии консульства в Иерусалиме был решен. Новая миссия была подчинена напрямую посольству в Константинополе, а вице-консульство в Яффе перешло под её управление.
Всеподданнейший доклад министра иностранных дел А. М. Горчакова императору Александру II о поручении агенту РОПиТ В. И. Доргобужинову «исправлять должность» консула в Иерусалиме. 19 апреля 1858 г., Санкт-Петербург. Помета императора Александра II на документе: «Исполнить».
20 сентября 1858 г. В.И.Доргобужинов начал свою работу. Ему предписывалось оказывать покровительство всем находящимся
в Иерусалиме русским подданным, содействовать работе РДМ, поддерживать прямые отношения с османскими властями и консулами других иностранных государств.

Иерусалим. 1856 г.
«Министерство надеется, что Вы вполне оправдаете его надежды и примете в Иерусалиме положение, согласное с видами нашего правительства – поднять в Св. Граде значение и достоинство русского имени для наибольшей пользы православной церкви и единоверцев наших на Востоке».
Кроме того, консулу вменялось приобретение земельных участков в Иерусалиме и других местах, которые массово посещали паломники из России, а также строительство паломнической инфраструктуры.
Дамасские ворота. Иерусалим. 1856 г.
В своём донесении о прибытии в Иерусалим Владимир Ипполитович пишет:

«С утра 17 сентября караван наш направился в глубь Палестины и мы с каждою минутою становились ближе и ближе к Гробу Господню... День 20-го сентября мы назначили для подъёма невиданного ещё в Палестине флага русского консульства... Торжество русского праздника в Иерусалиме было завершено единодушными тостами за благоденствие государя императора и его августейшего дома, покровительствующих русским подданным и пекущихся о них вдали от Отечества, от всего родного, за тремя морями, в чужой семье».

Портрет императора Александра II в интерьере российского консульства в Иерусалиме. 1882 г. Изображение предоставлено Государственным музеем истории религии (ГМИР).

Иерусалимский патриарх Герасим и консул А.Ф. Круглов. 1896 г. Изображение предоставлено ГМИР.
Создание консульства в Иерусалиме обозначило стремление Российской империи усилить свое влияние в Святой земле, поддержать Иерусалимский патриархат, покровительствовать православным арабам Сирии, Ливана, Палестины и Заиорданья.

Праздник Входа Господня в Иерусалим. Выход Иерусалимского патриарха Дамиана и генерального консула А.Ф. Круглова. 1910-е гг.

Если РДМ занималась духовным окормлением соотечественников, консульское учреждение создавало политические, административные и материально-бытовые условия массового паломничества из России.

Русские паломники.

Проект штата консульства России в Иерусалиме, представленный министром иностранных дел России А.М.Горчаковым. 13 декабря 1858 г., Санкт-Петербург. Помета императора Александра II на документе: «Быть по сему».
Согласно штатному расписанию, утверждённому императором Александром II, в состав первого русского консульства в Иерусалиме входили два сотрудника: консул и секретарь.
На середину января 1859 г. в консульстве служили: консул В.И.Доргобужинов и секретарь А.К.Кривошеин, а также нештатные сотрудники: писарь П.Д.Левитов и драгоман М.О.Шехашири (Шейх-Ашири).
Удивительно, но до наших дней сохранились фотопортреты этих дипломатов. В Национальной библиотеке Израиля хранится уникальный артефакт - альбом с фотографиями сотрудников консульства Российской империи в Иерусалиме.
Обложка фотоальбома

В старинном альбоме собраны фотографии всех консулов, а также большинства их коллег и членов семей с 1858 по 1914 гг. Под многими изображениями по-русски указаны имена сфотографированных людей и даты снимков. Благодаря сохранившейся реликвии у нас есть замечательная возможность познакомиться с российскими дипломатами, защищавшими интересы своего Отечества в далёкой Палестине - «за тремя морями, в чужой семье», больше узнать о них самих и их близких, взглянуть на их быт и окружение.
свидетельств феномена «Русской Палестины» сохранилось достаточно
И если фотографий - свидетельств феномена «Русской Палестины» сохранилось достаточно, то именно связанных с деятельностью консульства и жизнью дипломатов российской публике было известно ничтожно мало. Фотоальбом, в котором насчитывается 60 снимков, позволяет заполнить этот пробел и приоткрыть дверь в блистательную эпоху отечественных востоковедов и драгоманов без страха и упрёка, беззаветно преданных царю и Отечеству.
С 1949 г. фотоальбом хранится в Национальной библиотеке Израиля. Узнать о его существовании удалось благодаря двум израильским печатным изданиям от 1980 и 1996 гг., в которых использованы четыре снимка из “Альбома российского консульства” со ссылкой на отдел рукописей Библиотеки. Дальнейшие поиски уже были делом техники. В апреле 2023 г. Генеральный директор Орен Вайнберг любезно предоставил Посольству России в Израиле его оцифрованную копию для изучения.

Новое здание Национальной библиотеки Израиля
За полстолетия, от основания консульства до Первой мировой войны (1858-1914), в Иерусалиме сменилось 15 консулов и управляющих консульством:

Список предоставлен Архивом внешней политики Российской империи МИД России

Купольное дело


Купол храма Гроба Господня в Иерусалиме. 1868 г.
1860-е гг. стали временем решения главной проблемы франко-русских отношений в Палестине - ремонт купола храма Святого Гроба. Консул в Иерусалиме А.Н.Карцов сыграл выдающуюся роль в дипломатическом решении этого вопроса.

Портрет А.Н.Карцова

В 1865 г. по договоренности всероссийского императора Александра II, французского императора Наполеона III и султана Османской империи Абдул-Азиза было принято решение о замене обветшавшего купола на новый. Российское и французское правительство, представлявшие, соответственно, интересы греческого и католического духовенства в Святой Земле провели работы по восстановлению купола. Руководили реставрацией русский и французский архитекторы – М.И.Эппингер и К.Мосс, все технические и декоративные характеристики проекта согласовывались на уровне консульств в Иерусалиме, затем в посольствах в Константинополе, а затем в министерствах в Париже и Санкт-Петербурге.

Купол в 1865 и 1877 гг.

Из дневника архимандрита Антонина ( Капустина ):
17 декабря 1868 г.
"По купольному делу Эппингер получает Владимира 3-й степени, Кожевников – его же 4-й степени, Дорогулин и Левитов по Станиславу на шею, Васильевский маленького Станислава, Карцов статского, а Шехашири – принятие детей в какое-то учебное заведение России".
Подтверждение того, что сын М.О.Шехашири получил образование в России находим мы в записях управляющего генеральным консульством А.Г.Яковлева от 1895 г., то есть через 27 лет после событий 1868 г.:

Шейх-Ашири очень стар, и его здоровье ныне очень плохо. В случае его смерти этот участок, на основании документов, перешел бы к его наследникам, коих, как до сих пор мне известно, два: его жена, турецкая подданная, и его сын, русский подданный, офицер военного флота”.

М.О.Шехашири в 1889 г.

Отношение Морского министерства министру иностранных дел А.М.Горчакову о награждении «исправляющего обязанности» консула России в Иерусалиме В.И.Доргобужинова орденом Св.Анны 2 степени, украшенным императорской короной. 23 июня 1859 г.

О повседневной деятельности консульства


Общий план «Русских построек», составленный секретарем ИППО В. Н. Хитрово. На схеме видно, что «Русское место» за пределами Старого города было обнесено собственной стеной.

Каждодневная работа консульства была связана с русскими подданными — торговцами, лицами, постоянно проживающими в Иерусалиме, путешественниками и многочисленными православными паломниками, а также мусульманами из Туркестана и Кавказа и, разумеется, евреями. В 1880-х гг. в консульстве даже появляется нештатная должность «чиновника по еврейским делам», которую занимал знаток древнееврейского языка А. С. Соломяк.
Дипломатические служащие занимались пересылкой денег и документов, контролем за поведением соотечественников, обеспечением встреч высокопоставленных гостей.


Из донесения генерального консула А. Г. Яковлева послу в Константинополе И. А. Зиновьеву. Иерусалим. 14 июня 1899 г.

«В числе особенно выдающихся паломников здесь встретили Светлый Праздник <Пасхи> действительный тайный советник Нелидов (императорский посол в Риме), тайный советник Кояндер (императорский дипломатический агент в Египте) с супругою и контр-адмирал Скрыдлов со своим экипажем».

А.Г.Яковлев
Визиты высочайших особ
Генеральный консул А.Ф.Круглов (справа) провожает на вокзале Иерусалима князя Ф.Ф.Юсупова и его супругу княгиню Ирину Александровну (в центре). Апрель 1914 г. Фотография с сайта Союза Потомков Галлиполийцев https://udcrg.org
1881 г.
Паломничества в Святую землю совершали высокопоставленные особы и члены императорского дома. Такие визиты обеспечивали дипломаты консульства в Иерусалиме. Коснёмся двух наиболее знаковых событий, связанных с великим князем Сергеем Александровичем - братом императора Александра III.
В мае 1881 г. Святую землю в качестве паломников посетили великие князья Сергей и Павел Александровичи, а также их двоюродный брат, великий князь Константин Константинович. В верхней части Гефсиманского сада на склоне Елеонской горы ими было выбрано место для церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – в память о почившей императрице Марии Александровне. В 1882 г. участок был приобретен на имя российского генерального консула в Иерусалиме В.Ф.Кожевникова.
Из письма великого князя Сергея Александровича к императору Александру III от 4 июня 1881 г.

«Дорогой Саша!
Хочется, хоть в кратких словах, поделиться с тобою впечатлениями Иерусалима…
Сверх ожидания Палестина сделала на меня самое отрадное впечатление, и я думаю, что никогда не забуду этих дней, проведенных в Иерусалиме. Так было отрадно помолиться 22 мая у Гроба Господня и тут же отслужить заупокойную обедню…
Жили мы в доме консула, Миссия наша тут же — масса русских богомольцев и богомолок…"

Великие князья


Секретарь консульства А.Г.Яковлев (будущий императорский генеральный консул в Иерусалиме и министр-резидент в Сиаме) посвятил прибывшему в Святой град великому князю Сергею Александровичу стихотворение «Восток».

Восток
В страну весны, в забытый рай Адама,
Навстречу утра плыть мне суждено,
Куда глядят кресты с родного храма,
Куда душа просилась так давно.
Зефиры вод, ласкайте наши реи!
Дремли, волна, звезда, кажи нам путь!
Там, под маститым кедром Идумеи,
О небо, дай пильгриму отдохнуть.
Увижу волны синие Босфора,
Тень кипарисов, стаи парусов
И весь цветник, магический для взора,
Киосков, минаретов и дворцов.
Там солнце смотрит на землю с любовью,
Там синий мрак ночей нагрет луной,
Там одалиска с бархатистой бровью
Вздыхает за решеткой золотой.
Давно, давно под саблею ислама
Трепещут миллионы христиан,
Мечеть стоит в стенах святого храма,
В Софийском храме царствует коран...
Но грянет час, и вновь поход крестовый
Европа грозно двинет на Царьград,
И славянин в борьбе, ему не новой,
Отбросит турка в Азию назад.
Приду в страну, где камни все — скрижали
Истории — в Элладу, где и прах
Священн: его герои попирали,
Бессмертные досель во всех сердцах.
Сокрушена, Зевес, твоя эгида,
Богов уж нет, исчезли нимфы вод;
Но не исчезли правнуки Алкида:
Могучий клефт, бесстрашный идриот.
Расхищены изящные кумиры,
Разбит веками гордый Парфенон,
Но не умолк там звук хиосской лиры,
И вздохом Сафо воздух напоен.
Олимп давно наследован орлами,
Оракул нем, но вечная весна
И небо над эгейскими волнами
Все те же, как в былые времена.
Утешу взор Ливаном, Палестиной,
Омоюся в волнах священных рек
И проведу ночь дум под той маслиной,
Где скорбно плакал Богочеловек.
При свете вечных ламп гробницы храма
Слезами Гроб Святой я умащу;
И для души в купели Силоама
Хоть каплю волн целебных отыщу.
Я перейду горючую пустыню,
Под тень роскошных пальм и пирамид,
Где старый Нил, забыв свою богиню,
Пришельцев хищных кормит и поит.
Шакал давно царит в дворцах Люксора,
Разграблен храм корыстью торгашей,
И мумия свой гроб из сикомора
Утратила и продана в музей.
И там, где степь песками заметала
Громады капищ, идолы богов,
Гигантов из гранита и металла,
Скажу: Один Ты вечен, Саваоф!
С поры страстей, то светлых, то мятежных,
На арфе, да и на сердце моем,
Порвалось много струн, и самых нежных…
Я их настрою там — в раю земном.
1888 г.
В 1888 г. великий князь Сергей Александрович предпринял своё второе паломничество в Святую землю — на этот раз с супругой великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, чтобы принять участие в освящении церкви в Гефсимании.

Крестный ход при освящении церкви св. Марии Магдалины при участии великого князя Сергея Александровича. 1 октября 1888 г. Изображение предоставлено Государственным музеем истории религии.

Церемония освящения церкви св. Марии Магдалины состоялась 1 октября 1888 г. Кроме свиты великих князей присутствовали турецкие власти, члены русского консульства, греческий консул и многие другие лица. На площадке перед церковью была выстроена команда матросов с крейсера «Кострома» и клипера «Забияка» с офицерами.
Нарядный семиглавый храм построен в типичном для царствования Александра III новорусском стиле. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников «Русской Палестины», но и своеобразной архитектурной «визитной карточкой» современного Восточного Иерусалима.

Фрагмент панорамы Иерусалима. 1895-1900 гг. Изображение предоставлено ГМИР.

Генеральное консульство

В 1891 г. статус миссии в Иерусалиме был повышен до генерального консульства. Из доклада министра иностранных дел Н.К.Гирса:
«Важность интересов наших в Св.Граде и необходимость поднять значение консульства в глазах местных властей давно уже побуждали иметь в Иерусалиме нашим представителем лицо со званием генерального консула».

Доклад Н.К.Гирса императору Александру III о необходимости повысить уровень представительства России в Иерусалиме. Помета на документе: «На подлинном собственной Его Императорского Величества рукой написано: «Съ» (Согласен). Гатчина, 21 мая 1891 г.».

Освящение Александровского подворья

Ещё одним сложным и затяжным делом, в котором дипломаты консульства приняли самое активное участие — нежелание Иерусалимской патриархии благословить освящение домовой церкви Александровского подворья, расположенного рядом с храмом Гроба Господня, которое было возведено к 1890 г. Участок под строительство был куплен В. И. Доргобужиновым в 1859 г. у коптского священника Георгия «на деньги и для Российского правительства». Землевладение, расположенное по улице Даббага (араб. «дубильщиков»), было расширено К. А. Соколовым за счёт приобретения соседних наделов. В 1881 г. после паломнической поездки на Святую землю великого князя Сергея Александровича на участке начались обширные археологические раскопки под руководством архимандрита Антонина (Капустина), поскольку обнаружилось, что там сохранилось множество древностей. В 1883 г. был обнаружен фрагмент второй обводной иерусалимской стены с Порогом Судных Врат. После завершения раскопок прямо над ними началось строительство подворья.

Александровское подворье. 1880-е гг.


Выход иерусалимского патриарха Герасима и консула А.Ф.Круглова из церкви св. Александра Невского (после её освящения). 22 мая 1896 г. Изображение предоставлено ГМИР.

После того как непростые и долгие переговоры с Иерусалимским патриархом Герасимом увенчались успехом петербургской дипломатии, церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского была освящена 22 мая 1896 г. в память о небесном покровителе Императора Александра III.

1914 г.

Российское присутствие в Иерусалиме продолжалось до начала Первой мировой войны, в которой Россия и Турция оказались по разные стороны фронта. Дипломатические отношения между Петербургом и Константинополем были прерваны. Российские дипломаты эвакуировались в Египет.
Из телеграммы посланника России в Греции Е.П.Демидова
от 4/17 декабря 1914 г.
“По показаниям прибывших сюда из Иерусалима монаха Виктора и учителя Палестинского Общества Воловик вся территория и здания духовной миссии и Палестинского Общества заняты турками и всё имущество забрано. Батюшков <генконсул в Бейруте>, Шаховской <консул в Дамаске>, Секретарёв <вице-консул в Хайфе>, Шелковников и архимандрит Леонид арестованы. Круглову удалось уехать в Александрию”.
Завершить экспозицию выставки хотелось бы отрывком из стихотворения русского дипломата, служившего секретарём генерального консульства России в Иерусалиме под началом А. Г. Яковлева в 1902—1903 гг., поэта и переводчика Владимира Григорьевича Жуковского
(1871−1922)

В.Г.Жуковский сидит слева от А.Г.Яковлева.

Пусть я иду за рубежами
Моей отчизны дорогой, -
Я плачу русскими слезами,
Я верю русскою душой.
Во что? - Что будет жить Россия,
В победу нашей глубины,
В раздумья русские, святые,
Не сколок с чуждой стороны.

В.Г.Жуковский

1909 г.

О зданиях консульства и жилого дома для сотрудников

Первоначально В.И.Доргобужинов планировал устроить консульство внутри стен Старого города, на русском участке близ храма Гроба Господня.


«Русское городское место» Иерусалима. 1883 г. Изображение предоставлено ГМИР.
Однако по ряду причин консул обосновался в доме, расположенном на территории “Русских построек” вне стен Старого города. Для него был приспособлен дом, первоначально предназначавшийся для помещения вещей паломников и их вьючных и верховых животных.

Консульство было возведено между 1863—1865 гг. в границах комплекса «Русских построек» по проекту архитектора академика М. И. Эппингера.

Здание консульства в 1910 г.
Здание несколько раз перестраивалось, в частности, изначально оно имело башню, которая была снесена, чтобы освободить место под второй этаж. У консульства был разбит небольшой сад.

Рядом к консульством находился домик кавасов и драгомана (переводчика), в котором до постройки в 1893 г. нового жилого дома размещались «секретарь, один драгоман и чиновник по еврейским делам».

В 1914 г. с началом Первой мировой войны российские дипломаты эвакуировались в Египет, а здание было захвачено и разграблено турецкими военнослужащими, использовавшими «Русские постройки» для размещения гарнизона. Дальнейшая судьба предметов интерьера консульства, его архива и библиотеки нам неизвестна.

В период британского мандата в здании помещалась родильная палата, в 1949-1987 гг. фармакологическое отделение и лаборатория медицинского факультета Еврейского университета. Затем муниципалитет Иерусалима провёл комплексную реновацию бывшего консульства.

В 1993 г. здание вновь открыло свои двери. В нём разместились различные городские службы. На фасаде консульства и сегодня можно увидеть монограмму императора Николая II.

Жилой дом для сотрудников консульства

Возведён между 1891-1893 гг. на участке «Хомси» близ Новых ворот по проекту иерусалимского архитектора, левантийского грека Георгия Франгиа по заказу российского МИД. До этого времени секретари консульства проживали в здании РДМ.


Копия акта за подписью консула В.А.Максимова о начале строительства здания для сотрудников консульства. 11 февраля 1891 г.
Новое здание было рассчитано на размещение двух чиновников консульства (секретаря и драгомана), трех наемных служащих, включая чиновника по еврейским делам, одного каваса и привратника.


Во времена британского мандата, получившее в русской эмигрантской среде название "Дом В.К.Антипова", здание занимали различные службы, а на первом этаже здания вплоть до начала войны 1948 г. проживали русские жильцы, включая бывшего нештатного драгомана А.С.Соломяка. В 1948 г. дом оказался на израильской стороне города и был заселён еврейскими эмигрантами из Курдистана. Жильцов расселили только в 1973 г., после чего дом еще несколько лет простоял пустым, постепенно разрушаясь, пока не был снесен в 1978 г.

Дополнительные

материалы

Изначально вооруженный эскорт османской гвардии, торжественно сопровождавший охраняемое лицо — пашу, патриарха, посланника, консула и других лиц, имевших на то соответствующий фирман. Одной из обязанностей российских кавасов было охранять верхом на коне паломнические караваны, которые путешествовали по Святой земле.
На службе в российском консульстве состояли как мусульмане, так и христиане-черногорцы, отличить которых легко можно по форме, украшенной по национальным мотивам. Наиболее известным кавасом-черногорцем, упоминаемым в письмах и мемуарах паломников был Марко Джурич. Рядом с ним на фотографиях часто можно увидеть старшего каваса Дмитрия Сароглу, одетого на «османский» лад.

Консул В. А. Максимов о кавасах: «Эти служители необходимы консульству для многочисленной еврейско-русской колонии в Иерусалиме; для иноверных российских подданных, приезжающих в Святой город с Кавказа, из Туркестана; для наших путешественников, не имеющих религиозной цели, равно для охраны консульства и консула и для другой разнообразной службы».
Кавасы
Кавасы-черногорцы
Драгоманы
Переводчики-востоковеды, «посредники между Востоком и Западом». В Генеральном консульстве России в Иерусалиме имелась должность штатного драгомана - дипломата, владеющего восточными языками. Служили также нештатные драгоманы из местных арабов и греков. К работе был привлечён даже знаток древнееврейского языка. В фотоальбоме мы находим свидетельства тому, что коллектив консульства был многонациональным и дружным.

Абрам Самойлович Соломяк (1863-1943) – чиновник по еврейским делам, нешатаный драгоман генконсульства в Иерусалиме для работы с ивритоязычным населением в 1890-х – 1900-х гг. Автор аналитических записок о положении в Палестине евреев-выходцев из Российской империи. Управляющий русской почтой в Иерусалиме (1901-1914).

Археолог-любитель. 18 марта 1901 г. участвовал в открытии римской мозаики «Триумф Орфея» у Дамасских ворот Старого города Иерусалима, о чём сообщил в Русский археологический институт в Константинополе (РАИК).
фрагмент мозаики Триумф Орфея
Январь 2024
Статья об истории российского консульства в Иерусалиме
(1881-1914 гг.) в журнале «Международная жизнь» (выпуск 1/2024).
Сентябрь 2024
Статья об истории российского консульства в Иерусалиме
(1881-1914 гг.) в журнале «Международная жизнь» (выпуск 9/2024).